Георгиевская ленточка

пятница, 20 марта 2015 г.

Мастер-класс по профессиональному выгоранию, или как я работаю с педагогами...

Сегодня мне хотелось бы начать публикацию ряда постов о профессиональном выгорании педагогов. В своей практике мне довелось проводить ряд мастер-классов для психологов и педагогов города по данной тематике. Также я работала с педагогами нашего детского сада. В скором будущем запланировано провести тренинг по оптимизации эмоциональной сферы и снятию стрессовых состояний  воспитателей и специалистов нашего образовательного учреждения. Запланированы данные мероприятия не задолго до окончания учебного года по ряду причин. Первая причина, это весна!!! Весной многие люди, в их числе и я сама, начинают понемногу уставать, "хондрить" и хотеть поскорее отправиться на пенсию:)) Вторая причина, это скорое наступление времени написания аналитических отчетов и планирование деятельности на следующий учебный год. Третья причина, появилась непосредственно с введением ФГОС ДОО - это написание рабочей программы, что тоже в свою очередь является огромной стрессовой ситуацией для многих педагогов. И исходя из этих причин, я и запланировала проведение данного мероприятия на март - апрель месяц.
«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми.


На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к реципиентам, потеря интереса к работе и к жизни.
Сегодня я расскажу, Вам уважаемые мои коллеги и читатели, о уже проведенных мастер-классах. 
Один из мастер-классов проводился в рамках моего участия в муниципальном конкурсе профессионального мастерства в сфере образования "Педагог года города Югорск" в 2013 году.
 На данном мастер-классе я рассказала, как использую арт-терапию не только в развитии детей, но и в борьбе педагогов со стрессами и профессиональным выгоранием. На мастер-классе конечно присутствовало компетентное жюри, педагоги участвующие в данном конкурсе и члены группы поддержки.  Мой мастер-класс назывался "Методы арт-терапии в работе педагога-психолога с воспитателями ДОУ".
В начале я обучила присутствующих с помощью техники оригами делать звезды, мы их называем "Звезды счастья", а затем ими наполнили сосуд . Сосуд олицетворяет наше душевное спокойствие и равновесие (душа педагога). 
Посмотреть видео по изготовлению оригами "Звезды счастья" можно здесь***



Далее педагоги прослушали релаксационный текст под музыку "Ожерелье счастья" и часть из них с помощью песочной терапии нарисовали свое ожерелье счастья,

а часть педагогов с помощью инновационной (для меня она является таковой, т. к. ранее с детьми мы ее не использовали) техники арт-терапии "Боди-арт" (но мы используем ее исключительно на руке и назвали ее "Бодиарт на руке"). С помощью карандашей - гримм "Ожерелье счастья"они рисовали на своих руках.





Далее, используя условия приближенные к условиям темной интерактивной сенсорной комнаты, мы с педагогами поиграли со светящимся шнуром. Темная сенсорная комната используется в моей работе для стимуляции сенсорной деятельности; снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и душевного равновесия не только у детей, но и у педагогов.

Педагогам предлагается изобразить с помощью светового шнура, но не договариваясь друг с другом, молча:
- глубокое озеро,
- белоснежное облако,
- быстрый ручеек,
- клубочек волшебных ниток,
И в конце, для закрепления положительных эмоций изобразить образ хорошего настроения, полученного на этом мастер-классе.


Вот так я поучаствовала в муниципальном конкурсе (кстати заняла 1 место и  стала Педагогом 2013 года города Югорск), поделилась опытом своей работы и поработала с педагогами города в преодолении профессионального выгорания.
В следующем посте я расскажу о работе с моими педагогами, с ними я использовала песочную терапию и Мандала-терапию.

19 комментариев:

  1. Наталья, очень интересно! Мне очень нравится Ваше оснащение практики. Можно личный вопрос? :) У Вас администрация этим занимается? Или многое взваливается именно на Вас?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, спасибо за комментарий! А про личное,:) К сожалению многое приходится делать "самой по собственному желанию":))

      Удалить
  2. Наталья,очень-очень понравился Ваш МК! Все взяла в копилку. Очень хочу такие карандаши! А светящийся шнур где можно взять?

    ОтветитьУдалить
  3. Елена, спасибо огромное. Карандаши-грим продаются в любом канцелярском магазине, ими можно рисовать и на лице (аллергию не вызывают). А такие светящиеся шнуры используют для украшения помещений в праздники и подсветки зданий. Такой шнур весит у меня в сенсорной комнате по периметру потолка, и светится 4 цветами.

    ОтветитьУдалить
  4. Ой, как бы мне хотелось побывать на подобном Мастер-классе... С удовольствием бы окунулась в эту атмосферу, послушала специалиста. Спасибо, Наташа , что поделились опытом. Это очень ценно!!! С огромным уважением,

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, спасибо огромное, ваши комментарии как бальзам на душу:)))

      Удалить
  5. Наталья, спасибо за ваш опыт работы с педагогами :)
    Кстати это моя любимая тема, я с ней тоже выступала на конкурсе!
    Мне очень понравилась техника оригами "звезды", возьму в копилку, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, хотела сделать ссылку на свое видео "Звезды счастья", перед конкурсом сама записывала, но почему то не могу найти его, так что пришлось выложить видео, которое меня вдохновило сделать эти звезды.

      Удалить
    2. Мне очень понравились твои приемы арт-терапии, у меня в апреле выступление на методическом объединении для педагогов-психологов "Рисование песком" вот теперь думаю его немного разбавить твоими "звездами" и "ожерельем". Спасибо! Наташа, очень рада нашему общению!

      Удалить
    3. Виктория, у меня в прошлом году было тоже выступление на МО педагогов-психологов и мы рисовали мандалу на песке, затем украшали ее цветным песком, камнями, ракушками... И еще я брала технику оригами, и делали с психологами котиков, посмотри здесь http://psihologrussu.blogspot.ru/2015/03/blog-post_1.html . Каждый брал для поделки цвет который ему сейчас нравится, а затем давал название своему котику и что-то говорил от имени кота. Это МО у нас было заключительным в учебном году, так что было довольно интересно. Обязательно про это МО напишу пост.

      Удалить
  6. Очень-очень все понравилось! А как хочется побывать на таком мастер-классе! Наталья, а карандаши так и называются "карандаши-грим"? Никогда о них не слышала, а поработать с ними захотелось. Все Ваши приемы беру в свою копилочку идей. Спасибо, что поделились.

    ОтветитьУдалить
  7. Людмила Владимировна, обязательно воспользуйтесь понравившемся, детки будут в восторге. Однажды, я работала вместо воспитателя на группе с детьми средней группы и решила с ними порисовать на руках (техника "Бодиарт на руке"), но карандаши были у меня в кабинете, а тут на глаза попались фломастеры на водной основе. Тоже замечательная вещь. Во-первых стираются водой, не вызывают аллергии, и цветовая гамма богаче, чем у карандашей-гримм. Попробуйте, если попадется, не пожалеете. Ведь часто дети рисуют на руках (моя младшая рисует иногда ручкой), когда им предлагаешь порисовать, у ребят сначала такое замешательство, ведь нельзя. Я говорю им, что это волшебные фломастеры, и только сейчас порисовать можно, и тут то начинается все волшебство. А еще один прием (в моей практике он обязателен), дети рисуют не на своей руке, а на руке своего товарища (обучение работе в парах, умению договариваться и т. д.).Захватывает!!!

    ОтветитьУдалить
  8. Наталья, весь вечер резала полосочки для звездочек (завтра у нас в саду проходят курсы повышения квалификации). Вот я решила в конце двух рабочих, активных, насыщенных дней наполнить педагогов нашего города и края "счастливыми звездочками". И мне оставят с вою звездочку и друг с другом смогут обменяться.
    Но вот пока резала, пришла идея использовать ленту, которая используется для оформления букетов, она мне кажется будет очень хорошо смотреться. Потом в посте "похвастаюсь" )))))

    ОтветитьУдалить
  9. Виктория, супер идея, а я даже и не додумалась. Я тоже на мастер класс резала сама эти полоски. Спасибо за идею. Жду пост с фотографиями вашего выступления. Удачи вам:))

    ОтветитьУдалить
  10. Очень интересно. Я тоже делала звезды с педагогами- все моментально зарядились позитивными эмоциями.А подскажите, что за текст вы читали "Ожерелье счастья", где его можно посмотреть?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кристина, здравствуйте. Текст я нашла в интернете, сейчас уже не помню точно сайт, это медитативный текст.

      Удалить