Георгиевская ленточка

воскресенье, 13 декабря 2015 г.

ТРИЗ-технология, или с чего начать работу с дошкольниками....


       ТРИЗ — это система воспитания и развития мышления человека.
ТРИЗ (автор - Г.С. Альтшуллер) - это наука о законах существования и развития систем и об их использовании для решения проблемных ситуаций. Иногда ТРИЗ называют "прикладным диалектическим материализмом". Большой арсенал приемов и методов, позволяющих создавать новые фантастические объекты, синтезировать системы с новыми свойствами, прогнозировать развитие систем, выявлять и разрешать противоречия, эффективно используя имеющиеся в наличии  ресурсы, позволил педагогам и психологам сделать ТРИЗ эффективным инструментом формирования и развития личности, позволил говорить о ТРИЗ как об одной из педагогических технологий.
Какие возможности открывает использование элементов ТРИЗ в плане развития ребенка и подготовке его к обучению в школе?

В основе ТРИЗ-технологии лежит работа с проблемой, воспитание способности увидеть проблему, желания и умения ее решать. По словам Т.А. Сидорчук, ребенок в дошкольном возрасте "снимает", "считывает" способ мышления взрослого, поэтому необходимое условие эффективного обучения работе с проблемой - наличие соответствующих умений у педагогов и психологов. Наблюдения за детьми дошкольного возраста показывают, что организация обучения через решение проблемных задач (включая групповые, парные, игровые формы работы), обеспечивает формирование произвольности и развитие познавательных процессов.
В формировании системного мышления дошкольников (а значит, способности к анализу, синтезу, сравнению) отлично работают инструменты "классической" ТРИЗ.  Это многоэкранная схема талантливого мышления (другое название - системный оператор), ступенчатый эвроритм, игра "Диалог с ЭВМ" (другое название - игра "да - нет"), морфологический анализ.
Такие качества, как реализм воображения, чувствительность к противоречию, развиваются  при обучении ребенка работе с проблемой. Кроме того, целый ряд игр в ТРИЗ-технологии посвящен формированию умения оценивать ситуацию в различных аспектах.
ТРИЗ является и эффективным воспитательным инструментом. Умение детей взглянуть на ситуацию с различных точек зрения,  воспринять личностный конфликт как проблему, которую можно и нужно решить, позволяет воспитателю переводить многие межличностные проблемы в чисто "технические", несложные задачи. Так, проблема "Я хочу твою машинку" превращается в вопрос, как поиграть машинкой обоим участникам конфликта.
Наконец, богатейшие возможности дает использование элементов ТРИЗ для развития связной речи. Позиция педагогов - тризовцев и педагогов - психологов заключается в том, что речь - не цель, а средство коммуникации и познания мира. Педагоги - тризовцы занимаются не столько развитием речи, сколько формированием картины мира, которую дети хотели бы и могли бы отражать в речи. При этом ТРИЗ-педагогами разработан внушительный арсенал методик создания  конкретных творческих продуктов: сказок, пословиц, рассказов по картинке (И.Н. Мурашковска), лимериков и метафор (Т.А. Сидорчук), загадок (А.А. Нестеренко).  Использование этих методик "работает" на развитие мышления, воображения, эмоций и, как следствие - развитие связной речи.
Таким образом, системное использование ТРИЗ-технологии является эффективным инструментом развития дошкольника и обеспечивающим практически все сферы подготовки ребенка к школе.
Познавательная деятельность дошкольников сводится к выяснению признаков объекта. Каким же образом это происходит? Ребенок манипулирует предметом и выясняет его возможности. Один объект, другой… В мире так много предметов и они все разные? Ребенку тяжело делать обобщения. На помощь должен прийти педагог и педагог-психолог.
   Важно дошкольнику показать общность объектов материального мира: все они имеют много общих признаков (цвет, форму, величину, температуру и т.д.). Проявляются эти признаки во всех объектах по-разному. Значения данных признаков можно устанавливать в исследуемом объекте. Ребенок фактически овладевает первым инструментом познания: «У объектов есть набор признаков, но в каждом объекте он проявляется по-своему».


   Основной прием формирования обобщенного понятия «имя признака» является схематизация. Дети сами должны придумать значок, обозначающий данный признак, и использовать его при выявлении значения у конкретного объекта.
Принято выделять основные признаки:
Имена
признаков
Зрение
(глаза)
Тактильный
(рука, кожа,
полость рта,
полость носа)
Вкус
(язык,
полость
рта)

Слух
(ухо)

Обоняние
(нос)
1. Цвет
+




2. Форма (объемная,
плоскостная)
+
+



3. Размер (высота,
длина, ширина)
+
+

+

4. Количество
+
+
+
+
+
5. Части
+
+
+
+
+
6. Изменения во
времени
+
+
+
+
+
7. Звук



+

8. Запах




+
9. Температура

+



10. Вес (масса)

+



11. Влажность

+



12. Рельеф (поверх
ность объекта)
+
+



13. Материал
(вещество)
+
+
+
+
+
14. Структура
(соотношение и
расположение
частей)
+
+



14. Место
+
+

+
+
15. Ориентация
в пространстве
+
+

+
+
16. Действия
(движение)
+
+

+
+
17. Вкус


+


18. Сила (уровень
проявления
свойства)
+
+
+
+
+
                Имена признаков, непосредственно не воспринимаемые анализаторами
            1.   системность
            2.   причинно – следственная связь
            3.   противоречивость
            4.   ресурсность
            5.   идеальность
            6.   модельность (у любого объекта может быть модель или модели)
            7.   природность - рукотворность
            8.  функция (назначение).
     
 СТУПЕНИ освоения модели «Объект - имя признака - значение имени признака»:
1  ступень. Понимание имени признака. При назывании взрослым имени признака, ребенок его понимает и называет значение в конкретном объекте.
2 ступень. Принятие обозначения (схематизация) имени признака. Ребенок  понимает, что у объекта   есть   конкретный   признак,   который   выражен   графически   (схематически).   При предъявлении схемы признака взрослым, ребенок может считывать признак со схемы, и понимать (называть) его значение в конкретном объекте.
3 ступень. Самостоятельное  применение  имени  признака  и  значения  (автоматизация). Ребенок самостоятельно конкретизирует признак через его значение у объекта без опоры на схему.
Освоение модели происходит по накопительной системе, то есть третья ступень включает в себя освоение и первой и второй.
Понимание имен и значений признаков объектов должно соответствовать возрасту детей:
Младшая группа - норма 10 признаков, выше нормы до 15.
Средняя группа - норма - 15 - 18 признаков, выше нормы до 20.
Старшая, подготовительная группа - норма 18-20 признаков.
Таблица имен признаков – «Домик признаков» - должна находиться непосредственно в группе (кабинете) и отвечать ряду требований.
Пример пособие "Домик признаков"
     
  




  Таблица должна находиться в доступном для детей месте.
ü            Количество признаков должно соответствовать возрасту детей (младшая группа -  до 15, средняя группа - до 18, старшая, подготовительная группа  - до 25 признаков).
ü            «Домик признаков» желательно должен иметь сюжет (композицию), доступный пониманию детей, соответствующий возрасту и названию группы.
ü            Карточки – признаки должны быть съёмными (в кармашках или на петельках).
ü            Символы должны быть одинаковыми во всех группах, иметь одинаковое обозначение и размер.

Игры, направленные на освоение признаков

«Цепочка».
Учить детей выделять признаки объектов
Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.
«Угадай по описанию».
Учить детей по описанию определять объект.
Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному. Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.
«Выбери признак, который есть у других объектов»
Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта
Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные).
Рекомендуется со среднего возраста.
Вот тот небольшой экскурс в основы ТРИЗ-технологию, точнее в базовую модель "Признаки".
Позже я познакомлю Вас дорогие мои читатели и коллеги непосредственно с занятиями по данной технологии, а также расскажу про Круги-Луллия и пособие "Да-нетка".

16 комментариев:

  1. Спасибо, Наталья, что все подробно расписали по признакам. В свою работу включаю некоторые элементы тризовской технологии. Два педагога в моем ДОО работают по этой технологии углубленно. Продемонстрирую им Ваши домики для признаков. Оригинальные сюжеты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Виктория. Я в своей работе ТРИЗ использую тоже не полностью. В моем арсенале несколько методик, и работа проводится как в коррекционном направлении, так и в развивающем с одаренными детьми. Но в нашем ДОУ ТРИЗ используют ВСЕ педагоги, так как с помощью данной технологии легко решаются задачи ФГОС ДО.

      Удалить
  2. Знаю, что многие коллеги используют ТРИЗ в своей работе. С опытом работы по данной технологии в ДОУ встречаюсь не часто, интересно было познакомиться

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, рада, что Вам понравился материал. Сложностей в данной технологии нет, детям очень нравится, а главное развивающий эффект огромен!

      Удалить
  3. Наталья, ТРИЗ меня очень привлекает. Хочу даже курсы пройти, но пока не встречала. В работе использую некоторые приемы - описывать предмет и да-нетка -это вообще хиты!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, рада, что заглянула!!! По ТРИЗу курсов с удостоверениями у меня к сожалению нет, я только ездила на стажировку-конференцию в город Нягань где мне выдали свидетельство. Но опыт работы нашего города и Нягани вдохновили весь наш детский сад и меня в том числе, и вот уже не первый год мы данную технологию используем.

      Удалить
  4. ТРИЗ, совсем недавно у нас в Минске был лишь один специалист. Сегодня она уже выпустила ряд своих учеников. Мечтала к ней попасть, но не сложилось, однако ТРИЗ все равно нежно люблю и использую. Впрочем, как и во всем, не считаю нужным ограничиваться одной методикой. Спасибо за материал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, спасибо! В ТРИЗе не возможно использовать только одну методику. Он сильно затягивает, и ребятам очень нравится.

      Удалить
  5. Не знала, что ТРИЗ так популярна, спасибо, Наталья, изучу поглубже! Как раз стопка книг по темке подкопилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ирина. ТРИЗ очень популярен и не только в работе с дошкольниками. Его возможности безграничны в развитии как детей, так и взрослых.

      Удалить
  6. Благодарю за примеры домиков- признаков! Домик с летающей тарелкой непременно использую в работе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, рада видеть коллегу работающую с технологией ТРИЗ.

      Удалить
  7. Зайдите на сайт волга- триз, там найдёте обучение дистанционно )) наш сад полностью работает по технологии этой ) и мне кажется нет ничего лучше )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, добрый вечер. Конечно с этим сайтом я тоже знакома и уже несколько раз ездила в Ульяновск на конференции стажировки, но пройти курсы дистанционно это конечно не одно и тоже, что в живую пообщаться с Сидорчук Т.А. и посмотреть занятия с детками.
      Наш детский сад с 2006 года реализует ТРИЗ, но все же есть чему поучиться)))
      Спасибо, что заглянули.

      Удалить