Георгиевская ленточка

понедельник, 13 февраля 2017 г.

ТРИЗ, мульттерапия, песок и прозрачные мольберты... или открытый показ на Фестивале "День открытых дверей"

 Добрый день гости моего блога!
С момента последней публикации накопилось много новостей, но сегодня я хочу рассказать о моем открытом показе развивающего мероприятия, которое прошло в нашем саду в рамках городского Фестивального дня открытых дверей. Тематика мероприятия "Возможности образовательной среды для формирования инженерного мышления". Данное мероприятие проходило еще в декабре 2016 года.
Итак...
Причем тут ТРИЗ, мульттерапия, песок и прозрачный мольберт скажете ВЫ?
Но все по порядку.


В развивающей работе с детьми подготовительных групп я использую разные методы и технологии. В этом году приоритет в ТРИЗ-технологии был отдан методу "Эвроритм" (с самим методом познакомлю немного позже). С прошлого учебного года я начала увлекаться мультипликацией, и в этом учебном году начала на занятиях использовать методы мульттерапии. Также в моей работе появилась новая развивающая среда, а в частности это два прозрачных мольберта, и естественно в свою работу я включила арт-терапевтические методы работы с прозрачными мольбертами. Ну и конечно как же я без песка и песочной терапии.
"Много" - скажете Вы. Но уверяю вас, можно и больше)))
И наконец, переходим к занятию.
Гости готовы, и мы начинаем.
Первая игра используемая на занятии "Я возьму с собой играть..." или "Мои друзья". Итак, я беру с собой играть все школьные принадлежности. Ребята называют по одному объекту относящемуся к школьным принадлежностям, проходят в группу и присаживаются на "волшебный коврик". Данная игра проводится во время организационного этапа.
Далее проводим игру с использованием ТРИЗ-пособия "Линейная Да-нетка".
Я загадала объект.

В данном пособии находятся картинки школьных принадлежностей. Всего в данной Да-нетке должно быть нечетное количество кармашков с картинками. У меня их 11. Чем младше дошкольники, тем меньше кармашков в пособии.
Правила игры - находим серединку, загибаем половинку. (подробнее с правилами можно ознакомиться ЗДЕСЬ***)
Объект отгадан, сегодня играть мы будем с объектом - шариковая ручка.

Далее ребята работают с ТРИЗ-методом "Эвроритм" и пособием "Волшебный дом".
Эвроритм представляет из себя дом состоящий из 9 этажей, на каждом из которых с объектом что-то происходит. (Оговорюсь сразу, что в Эвроритме можно рассматривать только объекты рукотворного мира).

Пособие "Эвроритм" я сделала сама, каждый этаж разный по цвету, но это не обязательно. Каждый этаж обозначен признаком, которые мы придумали вместе с ребятами в начале знакомства с данным методом.
Признаки для Эвроритма
Итак, заселяем объект - шариковая ручка в Волшебный дом, и путешествуем по этажам.
И на первом этаже живет сам объект и его главная функция.
Ребята назвали много функций шариковой ручки, но главная все таки - писать текст на бумаге.
Все высказывания ребят необходимо схематично зарисовывать и помещать на каждом этаже дома.

Следующий второй этаж, где живут все части объекта - колпачек, стержень и т.д.

Далее третий этаж, здесь живут друзья объекта. Это те объекты, которые выполняют похожую функцию, но отличаются от самого объекта например, по форме, по цвету, по  размеру, по материалу, по частям и т. д. - это могут быть ручки с красным, желтым, зеленым корпусом, ручки с пастой разного цвета, ручки со стальным или деревянным корпусом, большие или маленькие ручки, с толстой или тонкой пастой и т.д. (здесь зарисовать можно признак, по которому ребята меняют объект).
Следующий этаж - Волшебники. 
Волшебников в ТРИЗе много, поэтому для занятия мы взяли волшебника "Деление - объединение". 


С помощью кубика выберем с каким объектом будет объединяться наш объект - шариковая ручка. (для игры используется кубик, на гранях которого наклеены разные объекты природного и рукотворного мира, например, машина, ястреб, часы и т. д.)
Объединяем объект ручка, с выпавшим на кубике объектом, например, на занятии выпал объект - ястреб и ребята объединили ручку с крыльями ястреба, и ручка теперь могла летать.

Следующий этаж - неудачник. На этом этаже живет новый не испорченный объект, но мы им не можем пользоваться, изменилась надсистема, что то произошло с людьми. Ребята предположили, что люди нужный текст будут печатать на компьютере, а не писать его ручкой, и еще во всем мире может закончится бумага, и тогда функция ручки нам будет не нужна.

Шестой этаж - называется "СОС", случилась беда, время подействовало на объект, как он изменился? Ребята предполагают, что ручка со временем может сломаться, чернила в ручке могут закончиться, может выпасть в стержне - шарик.

Следующий этаж - седьмой. "Один в мире" - этот этаж означает, что здесь объект остается один на всем свете. Можно ли пользоваться объектом, если остался его последний экземпляр? Ребята рассуждают и приходят к выводу, что нельзя. Что нужно сделать, чтобы сохранить объект, чтобы он не испортился? Ребята решают, что шариковую ручку нужно поместить в музей, чтобы все люди могли узнать, что такое шариковая ручка.

Далее восьмой этаж - "Помощники". На этом этаже находятся объекты, которые могут вместо ручки выполнять то же дело или функцию - писать на бумаге. Дети отвечают, что это объекты - краски, карандаши, фломастеры, маркеры.

Следующий этаж - самый верхний этаж в волшебном доме - этаж "Дело не нужно". Что же случится с нами с людьми, когда дело нашего объекта нам будет не нужно? Давайте пофантазируем. Ребята беседуют и приходят к выводу, что когда человек сам без технических средств сможет выполнять функцию шариковой ручки, например, человек рождается с функцией письма, т. е. при необходимости написания текста на бумаге, он дотрагивается до листа бумаги и текст появляется сам.

Путешествую по "Волшебному дому" ребята приходят к выводу, что совсем скоро объект -шариковая ручка нам будет не нужен, на смену ему придут другие объекты имеющие сходную функцию, или сам человек сможет выполнять без каких то технических средств эту функцию.

На следующем этапе занятия, ребята решили снять мультфильм о шариковой ручке. Мультфильм нужен для того, чтобы как можно больше людей в будущем узнали, о таком полезном объекте.

Итак, для мультфильма нужны персонажи. Создаем персонажей...


Далее для съемки мультфильма нам нужен сценарий.
Сочиняем сценарий с помощью метода ТРИЗ - лимерик.
Лимерик -  популярная форма короткого юмористического стихотворения, построенного на обыгрывании бессмыслицы. Он состоит из пяти строчек. Каждая строчка также зарисовывается схематично (лучше, когда дети сами зарисовывают, так они быстрее все запомнят).
Первая строчка: Жил был объект.
Вторая строка: Какой объект (рифма к объекту).
Третья строка: Что делал объект?
Четвертая строка: С кем дружил и общался объект?
Пятая строка: Вывод об объекте. 
У нас с ребятами вот, что получилось: 
"Жила-была ручка.
И была она всемогучка.
Много она писала
И друзей себе искала.
Вот такая трудолюбивая ручка".

Герои мультфильма готовы, сценарий написан, пора и мультфильм снимать.
Мультфильм снят методом перекладки, это уже не первый наш с ребятами мультик, поэтому каждый знает, как нужно действовать.
 Камера от мультстудии прикреплена к мольберту, герои двигаются, режиссер снимает...

Пока я монтирую мультфильм, ребята создают волшебный мир для наших мультипликационных героев. 
По желанию, ребята договариваются, кто идет создавать волшебный мир в песке на песочном световом столе, а кто рисует мир на прозрачных мольбертах.

Кстати, хочется сказать, что рисование в парах на прозрачных мольбертах дает очень хороший коррекционный эффект при работе с коммуникативной сферой. Ребята стараются работать вместе и создать взаимодополняющий волшебный мир.








Мир волшебный для друзей создали, рассказали, кто в нем живет, чем он любит заниматься...
А теперь и время мультфильма настало...

video

Эффект ошеломляющий. Ребята несколько минут назад сами создавали мультфильм, а сейчас уже смотрят его на экране. Самооценка вверх, эмоции только положительные.
И в завершении, рефлексия. Ответы на три вопроса: Что делали? Зачем делали? и Как делали?

Занятие соответствовало СанПиНам, и не превысило 30 минут. Да, да.... Все это мы успели сделать за 30 минут.
"Много" - скажете Вы. Но уверяю вас, можно и больше)))


Добавляемся в Детскую галерею!!!


13 комментариев:

  1. Ого, сколько успели! Интересные подходы! Использую ТРИЗ, а тут такой микс! Здорово! Спасибо, что поделились!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, здравствуйте! Рада, что заглянула. ТРИЗ я использую давно, но работала в основном с признаками, и простыми техниками. В этом году поняла, что ТРИЗ для коррекционной и развивающей работы незаменим, и поэтому решила копнуть немного глубже:)

      Удалить
  2. Здравствуй, Наташа!
    Как здорово окунуться в атмосферу твоей профессиональной деятельности.
    Ты специалист, который владеет различными педагогическими технологиями. Работа выстроена гармонично, все этапы логически взаимосвязаны.
    Я не знала, что ты используешь в работе элементы анимационной технологии.
    Конечно, при компетентном подходе, за 30 минут можно очень многое успеть.

    ОтветитьУдалить
  3. Виктория, здравствуй! Конечно, если занятие не является ознакомительным и дети не знакомятся с новыми техниками, то успеть можно многое на занятии. Ознакомление ребят с Эвроритмом происходит постепенно, примерно за три занятия. Работа с прозрачными мольбертами также была не в новинку ребятам, ведь наверное все педагоги и специалисты знают, что если ребятам дать на занятии порисовать, то рисование может длиться вечно))) И конечно анимационные технологии также используем не в первый раз. Когда со всеми техниками и методами ребята уже работали ранее, некоторые этапы проходят быстрее, требуется меньше времени на развернутую инструкцию. И поэтому на открытые просмотры чаще всего педагоги берут итоговые занятия, как и в моем случае.
    Виктория, спасибо, что заинтересовались)))

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Наталья! ТРИЗ техника потрясающая, для меня ваш мультфильм, прозрачные мольберты - это что -то из области фантастики. Но так приятно и радостно, что есть такие замечательные педагоги, которые творят вот такое чудо. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте Ольга! Прозрачные мольберты и мне по началу казались фантастикой, о них я не мечтала, только могла читать у коллег в блогах о их использовании. Потом в разговоре с администрацией детского сада упомянула про них, и вот пожалуйста) Анимационные технологии в нашем саду в прошлом учебном году использовали все воспитатели и педагоги, она была оной из годовых задач в плане работу ДОУ. Ну, а технология ТРИЗ - это нечто иное как, 40% образовательной программы, часть формируемая участниками образовательных отношений.

      Удалить
  5. Наталья, сказать, что занятие потрясающее - ничего не сказать... Аплодирую стоя! Сама недавно провела методическое объединение для психологов по теме муль-терапии, но так талантливо объединить мульт-терапию и ТРИЗ никогда бы не додумалась! Подскажите, а есть ли какие-то конкретные программы, по которым занимаетесь с детьми по ТРИЗ технологиям, или просто внедряете принципы в занятия?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, программ ТРИЗовских много, но их разрабатывали педагоги каждый для себя и по определенным направлениям, для психологов я не встречала таких программ. И поэтому приходится изучать методы и техники и самой внедрять их в свою работу.

      Удалить
  6. Очень хочется работать в ТРИЗ технике, но большинство педагогов ДОУ такую технику не применяют, хочется преемственности. Но даже с чего начать - не знаю. Занимаюсь с детьми с блоками Дьенеша, может здесь где-то подключить... Хочется всё, как той обезьянке, которая не знала в какую очередь встать: к умным, или красивым ))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, самое начало, это работа с признаками и анализаторами (глаза, нос, руки, рот, уши). Все признаки воспринимаются с помощью наших анализаторов. Когда все это дети освоят, можно применять следующие методы в работе. Много материала Вы сможете найти на сайте Волга-триз. С блоками Дьенеша также можно совместить ТРИЗ. Ведь их можно анализировать с помощью признаков: какой по цвету (признак - цвет), какой по форме (признак - форма), какой по размеру (признак - размер) и т.д. Дерзайте, у вас все получится.

      Удалить
    2. Как раз заканчиваю один из этапов программы "Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь...", где на анализаторы, на восприятие. надо подумать в этом направлении..

      Удалить
  7. Наталья, здравствуй! Покорили меня прозрачные мольберты. К ТРИЗу у меня отношение не однозначное, но в целом вижу однозначно положительное влияние на развитие детей. Занятие действительно очень насыщенное получилось. Уверена детям было очень интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, здравствуйте! Знаете, прежде чем погрузиться в ТРИЗ, с данной технологией я была поверхностно знакома года 3, но никак не решалась включить ее в свой арсенал, но когда наш детский сад начал конкретно работать в данном направлении, мне тоже пришлось подстроиться. Моё руководство никогда не навязывает использование в моей работе тех или иных методов, но порекомендовали использовать основы ТРИЗ (модель признаков), ну а потом в течении двух лет я сама втянулась. У меня возник вопрос, почему же воспитатели могут использовать различные ТРИЗовские методы, а я нет? И данная технология затянула меня. Еще в прошлом году я использовала только в работе признаки, а уже сегодня владею методами Эвроритм, составления загадок, составления лимериков, использую в работе круги Луллия, морфотаблицу, игры "Да-нетка"... ну, список можно продолжать.
      Если педагог, будь то воспитатель или психолог, заинтересуется любой технологией, будь то мульттерапия или ТРИЗ, то его можно внедрить в свою специфику))))
      Спасибо, что заглянули в мой блог)

      Удалить