Георгиевская ленточка

понедельник, 8 февраля 2016 г.

Игра "Да-нет" или формируем у дошкольников навыки ориентировки в пространстве. Часть 1.

Наверное нет такого человека, который ни когда в своей жизни не играл в игру "Да-нет".
Суть игры заключается в том, чтобы отгадать некую тайну. Один человек загадывает, а другие отгадывают. Загадать можно любой объект (предмет), явление и т.д. Отгадать можно при помощи вопросов, но вопросы должны быть поставлены в такой форме, чтобы ответить можно было только "да" или "нет". Отсюда и название игры "Да-нет". Данная игра представлена на основе технологии по формированию у детей навыков сужения поля поиска (ДИХОТОМИЯ) созданной адаптированными методами ТРИЗ. Сегодня, мне хотелось бы познакомить Вас, уважаемые гости блога, с самым простым видом данной игры Линейная "Да-нет", т.е. игра в линейном ряду.

О достоинствах данной технологии можно говорить нескончаемо и почитать в книге "Технологии развития интеллекта дошкольников". Сидорчук Т.А., Прокофьева Н.Ю.
В данной игре развиваются мыслительные операции - сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Развивается ведущий вид мышления дошкольного возраста - наглядно-образное мышление. Развивается речь ребенка - во время игры дети должны научиться правильно задавать вопросы.
Итак, перейдем непосредственно к игре.
Цель игры: найти загаданную картинку с помощью наименьшего количества вопросов.
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.
Смотрим на фото выше. На фото пособие линейной "ДАНЕТКИ" с картинками. 
Давайте поиграем.
Я загадала объект (солнышко) - естественно детям объект не называется.
На начальных (обучающих) этапах игры, игровое поле загибаем, когда находим серединку для наглядности, а затем для развития внимания игровое поле дети отсекают мысленно.
Вопросы, на которые ведущий отвечает "да":
- Это справа от песка? ( Песок - серединный объект) - "Да" (загибаем левую часть)

Вот, что остается на игровом поле. (напоминаю, что данный вариант игры самый простой и подходит для игры с детьми 2-3 лет)
- Это справа от зеленого круга? (теперь зеленый круг - серединный объект) - "Да"(загибаем левую часть)
- Это справа от замка? "Да"
Загаданный объект - солнышко.
Напоминаю, что признак, по которому происходило сужение поля поиска, - это местонахождение объекта в линейном ряду.
Итак, игры "Да-нет" решают задачи освоения детьми разных видов пространства, которые разделяются в зависимости от местонахождения объекта: линейное (одномерное) пространство, плоскостное (двухмерное) пространство - объекты могут находиться как на горизонтальной, так и на вертикальной плоскости, и трехмерное ( объемное) пространство - это может быть поиск объектов в шкафу, коробке, комнате и т.д. Постепенное освоение всех видов пространства в итоге позволяет ребенку играть в игры "Да-нет" интегрируя разные виды пространства.
 С помощью линейных игр "Да-нет" можно играть с предметами, картинками, буквами, цифрами и числами.
Данные игры хорошо подойдут для подготовки детей к обучению в школе.
В следующей части мы поговорим о плоскостной "Да-нетке".

















12 комментариев:

  1. Спасибо, Наталья! Очень полезная и интересная информация.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, рада, что Вас заинтересовала данная технология. Для развития детей ей нет цены. Вначале, все относятся к ТРИЗу не очень, т.к. не понимают его, но как только педагоги понимают суть каждой методики, они приходят в восторг.

      Удалить
  2. А я в восторге от ТРИЗ. :) Уже за одно то, что данная технология заставляет активно думать, размышлять, отходить от шаблонов, ей цены нет. :) Согласна, что первое впечатление порой приводит к растерянности. Однако, вникнув, уже не можешь отпустить от себя, не применять. :)
    Наталья, спасибо, что рассказала об увлекательном освоении пространства. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, ты права! В данной технологии множество методик позволяющих ребенку рассуждать, думать, решать проблемные ситуации, развивать воображение и фантазию. Постараюсь кратко рассказать о всех методиках в следующих постах.

      Удалить
  3. Спасибо, буду ждать следующего поста. Оказывается, в воспитании сына применяю подспудно методику ТРИЗ :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, мы все оказывается эту технологию используем, даже не подозревая, что это ТРИЗ))) Многие педагоги в нашем саду по началу говорили, что мы и так все это используем, а вот этот метод, он и до ТРИЗ был известен... Я соглашусь, что ранее мы все это использовали, но ТРИЗовцы все знания как бы систематизировали, подвели к единому началу, и так все ладно у них получается, я сама до сих пор открываю что то новое для себя, но хорошо забытое старое)

      Удалить
  4. Наталья, спасибо за такой вариант "данетки"! Такой игры у меня пока нет - будет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, всегда пожалуйста!!! Рада, что и тебе понравилась технология ТРИЗ.

      Удалить
  5. Какая замечательная игра!!! Сразу захотелось опробовать ее на своих воспитанниках! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия, я думаю у Вас не вызовет затруднений данная методика. И результаты ее использования только положительные!

      Удалить
  6. Да, интересная и полезная игра, спасибо, что напомнили, Наталья!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина здравствуйте, ТРИЗ игры очень познавательные!

      Удалить