Георгиевская ленточка

понедельник, 23 апреля 2018 г.

ТРИЗ, метод "Эвроритм", или... развиваем мышление и фантазию

Доброго времени суток. Этот пост адресован скорее всего неравнодушным коллегам, воспитателям и родителям. Так как ТРИЗом занимаются не все, но если Вас заинтересовал ТРИЗ, то далее работать и обучать детей вы будете только с помощью его методов и технологий.
Сегодня я познакомлю вас с методом "Эвроритм".


Этот метод позволяет развивать мышление и фантазию детей, позволяет детям побыть в роли изобретателя. "Эвроритм" или "ступенчатый эвроритм" дает возможность научить детей системно мыслить, направляет мыслительные действия дошкольников на поиск новых, не шаблонных решений. Работа по эвроритму дает дошкольникам инструмент познания и преобразования мира. Он основан на системном подходе и включает в себя основные мыслительные приемы ТРИЗ, такие как: системный оператор, морфологический анализ, метод фокальных объектов и др.. Эвроритм как метод оптимален тем, что дает возможность осуществлять прогноз развития систем. Он позволяет детям представить и описать необычную ситуацию, и себя в ней ("Что бы ты сделал, если бы твой велосипед вдруг …?"). Метод активизирует речь ребенка, учит его обобщать, конкретизировать и строить умозаключения. Эвроритм имеет высокие потенциальные возможности в развитии мышления у дошкольников. Рекомендуется использовать данный метод в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как малыши только накапливают знания, приобретают опыт работы с объектами. Дети 5 - 6 лет готовы к тому, чтобы задумываться над глубинным смыслом явления. Постепенно, при переходе с одной мыслительной операции на другую, дети усваивают способы анализа любого объекта рукотворного мира.
Для более успешного понимания детьми сути мыслительной операции, необходимо ввести "правило этажа". Например: на втором этаже надо определить главные части и рассказать, для чего они. В соответствии с "правилом этажа", которое впоследствии называют сами дети, выбирается и "код". Кодировка (формула, буква, схема по выбору детей) поможет детям быстро производить мыслительные операции, планировать и обсуждать последующие действия. Для формирования у детей умения разграничивать реальные и фантастические ситуации (события), рекомендуется рассматривать объект на каждом этаже с реальной точки зрения, а затем - с фантастической. Дети учатся сначала создавать необычную ситуацию, а затем рассматривать последствия ее возникновения. При создании объектов детям предлагается отобразить этот предмет в рисунке, лепке, конструировании.

Итак, как же работать с детьми используя данный метод.
 Данную модель я немного адаптировала, и у меня получилось следующее:
Рассматривается любой объект, НО только рукотворного мира. С данным объектом ребенок путешествует по этажам "Волшебного дома" (пособие и признаки к эвроритму были разработаны и созданы мной).

Последовательность вопросов к детям при прогнозировании развития рукотворного объекта на основе модели «Эвроритм»(алгоритм). 

1. Что это? Зачем люди придумали этот объект? (Рождение новой системы, обозначение её функции.) - Дело

2. Из каких частей состоит объект? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта? (Определение составных элементов системы, определение функционально важных частей.) - Части.

3. Какие разновидности нашего объекта вы знаете? (Множество одинаковых или похожих систем, выполняющих одну функцию) - Друзья.

4. Чтобы объектом невозможно стало пользоваться, как он должен испортиться? (Какие изменения в системе могут повлечь за собой невозможность выполнения функции?)- SOS (время повлияло на объект)

5. Объект улучшился, научился выполнять новые «дела». Какие? (Для выполнения новых или дополнительных функций полезно представить ИКР. Система получает новое качество. Рекомендуется обратить внимание на те проблемы, которые мешают пользоваться объектом на шаге №4 – объект САМ решает возникшие там проблемы.) - Волшебник

6. Объект есть, но его «дело» не выполняется. В каких условиях нельзя им пользоваться? (Система есть, но её функция не выполняется из-за невостребованности внешним миром).- Неудачник (объект новый, но им нельзя пользоваться)

7. Если бы во всём мире остался один-единственный экземпляр объекта, какие трудности возникли бы у людей? (Система существует в единичном экземпляре или в ограниченном количестве. Это затрудняет или делает невозможным её использование.) - Один.

8. Наступило время, когда люди научились получать нужную пользу от других объектов. Как люди могут удовлетворить свою потребность без нашего объекта? (Идеальная система: её нет, а функция выполняется.)- Помощник (что может выполнять то же дело).

9. Людям больше не нужно это «дело». Что изменилось в их жизни? (Системы нет, потому что нет потребности в выполнении функции - свертывание функции.)- Дело не нужно.

Например, рассмотрим любой объект, и пусть это будет велосипед.
Путешествуем с велосипедом по этажам "волшебного дома":
1 этаж - дело или функция объектаВелосипед - чтобы кататься (передвигаться с помощью кручения/движения ног).
2 этаж - части объектакорпус, цепной механизм, руль (колеса, сидение, багажник).
3 этаж - друзья - велосипед бывает детский, взрослый (дамский, спортивный и т. д).
4 этаж - SOS - как повлияло время на объект? - Велосипед - нет какой - либо части или она испорчена. .
5 этаж - волшебник - объект улучшился, научился выполнять новые "дела" - Велосипед с моторчиком, с обогревателем (чтобы было тепло), самостоятельно накачивающий шины, говорящий, увеличивающийся в размере, самостоятельно выбирающий путь, и т. д.(на этом  этаже можно воспользоваться всеми волшебниками, которые используются в типовых приемах фантазирования: увеличение-объединение; всё могу; дели-соедини; оживление-окаменение, и т. д.) 
6 этаж - неудачник - объект новый, но им нельзя воспользоваться. - Велосипед не подходит по размеру; на улице выпал снег; колесо спустило; папа меня наказал и т. д.
7 этаж - один - объект остался в единственном экземпляре, какие затруднения возникнут у людей? - Пользоваться нельзя. Чтобы сохранить, можно сфотографировать на память, найти возможность сохранения (оберегать от воды); сделать чертеж, модель для изготовления аналогов и т. д.
8 этаж - помощник - что, или кто может выполнять то же дело, что и велосипед? - Можно кататься на самокате, на роликовых коньках, на скейте и т. д.
9 этаж - дело не нужноЧеловек сам может без технических средств выполнять функцию велосипеда. 
И вот здесь ребенок начинает фантазировать и придумывает, что произойдет с человеком, когда он сам сможет выполнять функцию велосипеда, какой он станет? Можно нарисовать такого человека, придумать про него историю, снять мультфильм и т. д.
Буду рада Вам помочь, если Вы заинтересуетесь данным методом работы.









С этим постом идем в Детскую галерею

2 комментария: