Георгиевская ленточка

воскресенье, 8 марта 2015 г.

Подготовка к школе, или открытое занятие с сухим и волшебным (кинетическим) песком.

В моей работе самое главное это работа с детьми. Конечно работа с родителями и педагогами занимает тоже много времени, но сейчас мне хотелось бы поговорить именно о работе с детьми, а точнее о подготовке детей подготовительных групп к школе.

Подготовка идет в двух направлениях.

Первое направление - коррекционно-развивающее. В данном направлении я работаю с подгруппой детей из 8 человек (из одной подготовительной группы). В этом учебном году подготовительных групп в нашем саду три, следовательно у меня в первом полугодии (с сентября по декабрь) занимались три подгруппы подготовишек. И три подгруппы во втором полугодии (с января и будут заниматься по апрель включительно).
И второе направление - развивающее. В данном случае занятия проходят со всех группой сразу и проходят они в виде сессий. Первая сессия - конец осени, начало зимы (обычно эта сессия выпадает на начало декабря). Вторая сессия - середина весны (планируется в этом году в середине апреля). В данном направлении я провожу тренинг по подготовке к обучению в школе. Эта работа ведется в системе и проводится мной с 2007 года (с самого начала моей работы в детском саду).
Итак, вначале своей работы я конечно использовала технологии И. Л. Арцишевской и В.Л.Шарохиной.

С каждым годом я их адаптировала под индивидуальные потребности моих подготовишек, затем в 2012 году у меня в кабинете появилась еще и интерактивная доска, и мне пришлось все занятия переделать под интерактивную доску конечно же не забывая и о песочнице. 
И вот наконец то родилась программа психологической готовности детей к обучению в школе "Здравствуй школа". Все также рассчитана на две сессии, проводится с элементами тренинга со всей подготовительной группой детей. В программу входят занятия с интерактивной доской, занятия в песочнице с сухим и влажным песком. И сегодня мне хотелось бы познакомить Вас с одним из занятий данной программы. Продукт является авторским, на занятии используется также авторская интерактивная мультимедийная презентация Notebook.
Занятие проводится в преддверии новогодних праздников и называется "В гости к новогодней Ёлочке". 

Организация/ цель

Содержание
Слайд
Вводная часть (4 минуты)
Ритуал - приветствия
«Доброе утро»
Дети сидят на ковре в кругу.
Цель: создание эмоционально-положительного настроя в группе.   
Ребята, доброе утро. Давайте с вами поздороваемся и расскажем, с каким настроением мы сегодня пришли в детский сад. А поможет нам с вами вот этот предмет (ёлочная игрушка). Вы по кругу ее передаете, здороваетесь и говорите с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад.
Вот мы с вами и поздоровались.
1
Загадка «Ёлочка».
Дети сидят в кругу.
Цель: Создание благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива, развитие памяти, воображения и фантазии. Обогащение мозга кислородом.
Ребята, скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему я сегодня для приветствия взяла именно эту игрушку? (потому, что скоро Новый год).
Да ребята, ведь совсем скоро наступит долгожданный праздник – Новый год.
А подскажите мне, без чего не может быть Нового года?  (без подарков, без Деда Мороза…)
Послушайте загадку и вы догадаетесь, без чего не может быть Нового года.
Пышная красавица
Всем ребятам нравится,
Так блестит ее наряд:
Бусы, шарики горят,
И снежинки на иголках.
Это праздничная….
Конечно, это Ёлка (на экране появляется елочка, включить песенку на слайде).
Ребята, сегодня мы побываем в гостях у новогодней елочки. Попасть к ней нам поможет Волшебный экран. Встаем на ноги, как только зазвучит музыка, мы закрываем глаза и делаем глубокий вдох.
2
Упражнение «Опиши ёлочку»
Дети стоят возле искусственной елочки.
Цель:  развитие познавательных процессов (мышление).
Вот мы и очутились в гостях у Новогодней ёлочки.
(убрать платок с искусственной ёлочки).
Ребята подойдите к ней. Посмотрите, какая она красивая.
А какая она по цвету? Зеленая.
А какая она по форме? Треугольная.
А какая она на ощупь? Колючая.
 Из каких частей состоит елочка? Ствол, ветки, иголки.
Молодцы.
Наша елочка озорница и выдумщица. Она любит встречать гостей, играть и веселиться с ними. И сегодня с нами она тоже хочет поиграть.
2
Основная часть (23 минуты)
Игровая ситуация (презентация)
«Поиграем с елочкой»
Упражнение «Найди восемь отличий»
Дети сидят полукругом на ковре и смотрят на интерактивную доску.
Цель: введение в игровую ситуацию, повышение мотивации, развитие внимания, речи. Закрепление понятий «высокая - низкая» и умения работать на интерактивной доске.
Ребята присаживайтесь на ковер.
Поиграть в первую игру нам поможет Волшебный экран и лучший друг Ёлочки - Белый медвежонок.
У ёлочки есть подружки, они нарядились на Новогодний праздник, найди между ними восемь отличий и отметь эти отличия на Волшебном экране (интерактивная доска) новогодними шапками. Не забывай проговаривать громко и четко те отличия, которые вы нашли.

3
Упражнение
«Лабиринт «Помоги Деду Морозу»
Дети сидят за партами.
Цель:  Закрепление умения работать индивидуально, на интерактивной доске. Развитие мышления, внимания, слухового восприятия и умения следовать заданным инструкциям.

Молодцы, все отличия вы нашли, нашей Ёлочке нравится с вами играть, и она просит вас теперь помочь Дедушке Морозу подготовиться к Новому году.
Задание на Волшебном экраном будет выполнять ребенок (чтобы узнать, кто из детей будет выполнять индивидуально задание на интерактивной доске нужно нажать на звезду, изображенную на экране), остальные ребята присаживаются за столы, берут маркер, лабиринт и выполняют задание индивидуально, а ребенок выполняет на Волшебном экране.
Итак, слушайте внимательно задание. Помоги Деду Морозу дойти до мешка с подарками, по дороге собери все подарочные коробки синего цвета, и не забудьте забрать ёлочку. Выполняем. Проверяем на экране. (Правильный ответ нажимаем на звук на экране).
Спасибо, все ребята умнички, помогли Дедушке Морозу подготовиться к празднику.
4
Упражнение «Поможем подруге - ёлке»
Дети сидят за столами.
Цель:  развитие внимания, речи, мелкой моторики рук.
Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Следующее задание выполняем за столами.
Поможем подружке нашей ёлочки подготовиться к Новому году. Поможем ей подобрать наряд. Цветными карандашами закрашиваем только те фигуры, которые находятся справа от елочки, которые вы видите на ней.
Выполнив самостоятельно задания, ребята берут свои листы и садятся на ковер, проверять, правильно ли они выполнили задание. Ребята называйте фигуры, которые вы закрасили, а я буду проверять на Волшебном экране.
(на экране щелкаем по фигурам – правильно закрашенные фигуры окрасятся в разные цвета).
5
Арт-терапевтическое упражнение «Рисуем на песке»
Дети сидят вокруг световых песочных столо.
Цель: развитие внимания, мышления, мелкой моторики,  тактильного-кинетического  восприятия,  закрепление способа рисования на сухом песке, взаимодействия работы в микрогруппах.
Снятие общего и эмоционального напряжения, налаживание эмоциональных контактов со сверстниками.
Ребята, у нашей ёлочки есть волшебные световые столы. Подойдите, пожалуйста, к ним.
Мы сегодня поиграем в необычную игру.
Я стишок вам прочитаю – Слово в нем не доскажу.
Вам же надо это слово
На песке нарисовать.
Посмотрите этот песочек зимний, на что он похож? На снежинки, на снег.
Итак, я читаю вам стишок, а ответ вы рисуете на песке. Затем смотрим на экран и проверяем ответ.
(На экране открывается презентация с загадками. Правильный ответ открывается щелчком мыши)
(После каждой загадки на световом столе изменять цвет)
Понравилось вам рисовать на зимнем песке???

6

Упражнение «Зимняя гимнастика для глаз»
Дети сидят на ковре и смотрят интерактивную гимнастику.
Цель: релаксация, стабилизация эмоционального фона, снятие напряжения с глазного нерва.
Присаживайтесь на ковер, Волшебный экран покажет нам любимую гимнастику нашей Ёлочки. Гимнастика эта для наших глаз, смотрите за всеми передвигающимися предметами на экране.

7

Арт-терапевтическое упражнение с использованием техники песочной терапии «рисование на сухом песке»
«Море для осьминога»
Цель: развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, фантазии и воображения. Повышение уверенности в себе.
Приближается праздник. Какой? Новый год.
Посмотрите на нашу ёлочку (ребята смотрят на искусственную елочку, на которой нет игрушек), она еще не надела свой праздничный наряд. Давайте поможем ей.
Чем наряжается ёлочка на праздник? Елочными игрушками. В шкафу у елочки и новогодние игрушки и игрушки, в которые играете вы ребята. Поможем елочке собрать свой новогодний наряд. На волшебном экране каждый из вас уберет в левый круговорот елочную игрушку, а в правый круговорот простую игрушку. Не забывайте правильно, четко называть все игрушки.

8
Упражнение «Украсим песочную елочку»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, тревожности, развитие познавательных процессов, воображения и фантазии.
Развитие мелкой моторики рук и тактильно-кинестетической чувствительности, творческих способностей.
Вот мы и помогли ёлочке подобрать наряд к празднику, а теперь давайте ее нарядим.
Присаживайтесь за столы. Перед вами песок (кинетический), вылепите елочку и украсьте ее красивым праздничным нарядом. Но торопитесь, как только музыка закончится, вы должны будете закончить украшать елочку. Для украшения можете использовать стеклянные шарики, которые лежат на подносе. (Включить музыку на интерактивной доске). (Пока ребята выполняют задание – психолог наряжает искусственную елочку).
Ребята, а теперь расскажите, как вашу елочку зовут, какое у нее настроение, и чем она любит заниматься.
9
Заключительная часть (3 минуты)
Упражнение ритуал – прощания «Подарок», Рефлексия.
Дети подходят к искусственной елочке, затем садятся в круг на ковер.
Цель: закрепление эмоционально положительного настроя в группе, повышение уверенности в себе.
Ребята, подходите к нашей елочке (искусственная елочка наряжена игрушками), она хочет вас поблагодарить. Ей очень понравилось, что вы с ней поиграли. И она хочет вам сделать небольшой новогодний подарок. Этот подарок она сделала сама вместе с Медвежонком. (Раздать детям подарки).
Присаживаемся на ковер.
Ну, а теперь давайте отправимся обратно в детский сад. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох носом, выдох ртом. Открываем глаза, и вот мы с вами снова в детском саду. Ребята, скажите, пожалуйста, где мы с вами сегодня были? Кому мы помогали подготовиться к Новому году? А какое задание было самым интересным?
Спасибо вам ребята. До свидания.





















































































































































































Работа с интерактивной доской.

Работа с песочным световым столом.

Работа с кинетическим песком.

Подарок от Новогодней Ёлочки.
Вот такие занятия у нас получаются:)







10 комментариев:

  1. Грандиозно! Супер! Наталья, опыт прекрасен! Хочется поподробнее обсудить.

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья, по доброму позавидовала Вашему оснащению. :) Мечта! И какой труд! :) Если поделитесь ещё в блоге моментами практики по данному направлению - буду признательна. :) Я в практике применяю другие программы, потому мне очень интересно познакомиться с иными вариациями подготовки к школьному обучению.

    ОтветитьУдалить
  3. Екатерина, обязательно подготовка к школе будет освещаться мной со всех сторон, ведь это одно из важных направлений в моей работе:-)

    ОтветитьУдалить
  4. Очень интересно, такое приятное путешествие! Очень люблю такие методы!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо Анна, я тоже их люблю, и поэтому они основные в моей работе с детьми:)

    ОтветитьУдалить
  6. Отличное занятие, Наталья! Все вместе соединили и классические упражнения и современные инновационные технологии. Спасибо, что поделились опытом.
    У меня в кабинете (очень мал к сожалению) нет интерактивной доски, но я для открытых просмотров для педагогов и родителей провожу занятия на группах оборудованных интерактивными досками. Мне нравиться самой создавать игры для использования на интерактивной доске. Сейчас работаем с детьми над проектом безопасность :)

    ОтветитьУдалить
  7. Виктория, кабинет у меня тоже маленький, но интерактивка есть, а занятия открытые я тоже провожу в групповых помещениях. И конечно презентации для досок создаю сама, ведь никогда не найдешь в интернете ни одной подходящей к твоим требованиям.

    ОтветитьУдалить