Что же такое "профессиональное выгорание"?
На просторах Интернета, я нашла вот такое толкование:
На просторах Интернета, я нашла вот такое толкование:
1. это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.
В конце учебного года, я решила поработать с нашими педагогами, ведь год был очень насыщенным, и очень уж хотелось, чтобы педагоги ушли в отпуск немного "проработанными", без стресса и отрицательных эмоций.
Для проведения тренингового мероприятия я взяла новую для себя технологию "интуитивного или правополушарного рисования".
Для проведения тренингового мероприятия я взяла новую для себя технологию "интуитивного или правополушарного рисования".
Что же это такое "интуитивное или правополушарное рисование"?
Опять же поплавав на просторах Интернета, вот, что я узнала:
На сайте "МамаДети. Познаем мир вместе!" Елена описала это так...
"Это наш ключик к своим внутренним эмоциям и переживаниям, к своему подсознанию. Когда человек рисует и не задумывается о своем произведении как художественном, выводит на листе бумаги то, что ему хочется и кажется нужным в данный момент – в его образах всегда проявляется его внутреннее «Я».
Как это работает?
Интуитивное рисование приводит к активизации правого полушария, которое у человека отвечает за идеи, образы, творчество. В то время, как у взрослых, в основном доминирующим является левое – это логика, расчет, ограничения.
Интуитивное рисование – как метод арт-терапии – это замечательный метод избежать внутренней цензуры, убрать эмоциональные блоки и взглянуть на мир и себя с другой стороны".
Интуитивное рисование приводит к активизации правого полушария, которое у человека отвечает за идеи, образы, творчество. В то время, как у взрослых, в основном доминирующим является левое – это логика, расчет, ограничения.
Интуитивное рисование – как метод арт-терапии – это замечательный метод избежать внутренней цензуры, убрать эмоциональные блоки и взглянуть на мир и себя с другой стороны".
Мне данная интерпретация подходит, итак начинаем тренинг....
Первое упражнение. Для разогрева и снятия эмоциональных и телесных зажимов поиграем в следующую игру. По моей команде педагоги должны выстроиться по заданному признаку в шеренгу, как можно быстрее.
- по росту
- по размеру ноги
- по цвету глаз (от светлого к темному)
- в алфавитном порядке отчества
- по дате рождения
??? для обсуждения:
- Что помогло быстрее построиться?
- Состоялась бы игра, если мы все были одинаковы по признакам?
Итак, все мы разные, но нам интересно вместе.
Далее, садимся в круг и оформляем визитку (на время тренинга забываем, что к нам - педагогам положено обращаться по имени и отчеству, и оформляем свою визитку, где записываем, ту форму вашего имени, которая вам нравится в данный момент больше всего, и как вас будут называть в данный момент).
Упражнение второе "Презентация имени"
Называем свое имя и сообщаем группе любой факт о вас, о котором вы хотите сейчас рассказать.
Далее знакомство с правилами нашей группы:
- Говорим от своего имени
- "Здесь и сейчас" - обсуждаем только то, что происходит именно здесь в данное время
- Уважаем чувства и желания других членов группы
- Стараемся активно участвовать в работе нашей группы
На столах за которыми сидит тренинговая группа стоят прозрачные стаканы с чистой водой, кисточки, гуашь, перламутровая гуашь или блестки, трубочки.
Перед вами стаканы с прозрачной водой, опишите эту воду. (Прозрачная и чистая).
С какими эмоциями и внутренним состоянием она ассоциируется? (Спокойствие, комфорт) .
Нам нравится, когда нам комфортно и хорошо. Добавляем перламутровую гуашь или блестки в стакан с водой. Что сейчас происходит с нашим внутренним состоянием? Мы счастливы, нам весело и хорошо. Что нам помогает испытывать данное состояние?
Теперь группа показывает опытным путем состояние дискомфорта, эмоционального перенапряжения, стресса.
(Участники группы добавляют в стакан с водой темные краски и демонстрируют симптомы эмоционального выгорания: раздражительность, тревогу, усталость и т.д.)
Цель нашего мероприятия - подзарядиться положительными эмоциями, снять негатив.
Игра "Калоши счастья"
У Андерсена есть сказка с названием "Калоши счастья", в этой сказке фее подарили такие калоши, надев которые человек становился самым счастливым, они могли исполнить все желания. И я сегодня предлагаю вам надеть "калоши счастья". Конечно, мы с вами не в сказке, и поэтому на пути нам могут встречаться разные препятствия, но мы ведь в счастливых калошах, и нам все по плечу.
Итак делимся на две команды, команда "белочки" и команда "лисички".
Задача группы, надев калоши преодолеть препятствия.
- "Кочки" - преследующие нас темные и неприятные мысли ( перепрыгиваем эти кочки)
- "Дорожка" - это река нашей тревожности и страхов (по ней мы проходим необычным способом)
- "Барьер" - это наша низкая самооценка (ее нужно с гордостью перешагнуть)
- "Болото" - жестокое общество и окружающие нас люди (придумайте, как его обойти, что бы в нем не увязнуть).
- Впереди "Пьедестал" - наша цель, победа (здесь ваша радость, любые жесты и мимика символизирующая чувство победы)
Не забываем поддерживать и аплодировать нашим коллегам, которые достигли "пьедестала".
Беседа, что я чувствовал, при прохождении эстафеты? Помогли ли мне коллеги, которые меня поддерживали? Какие выводы можно сделать? Что помогает в жизни на пути к цели преодолевать разные препятствия?
Теперь немного релакса. Техника "Распускание панцирей" (ссылка на сайт с полным текстом техники)
Данная техника включает в себя 30 мини упражнений, каждое из которых продолжительностью одну минуту. Но мы взяли некоторые из них. Группа приняла удобное для каждого положение.
Данная техника включает в себя 30 мини упражнений, каждое из которых продолжительностью одну минуту. Но мы взяли некоторые из них. Группа приняла удобное для каждого положение.
Мы будем работать с мышечными панцирями в семи областях:
1. В области глаз.
2. В области рта.
3. В области шеи.
4. В области груди.
5. В области диафрагмы.
6. В области живота.
7. В области таза.
Итак, сядьте на корточки. Успокойте дыхание. Скажите себе: "Я спокоен. Я совершенно спокоен. Я уверенно смотрю в будущее. Мне нравятся новые ощущения. Я открыт для изменений". Старайтесь добиться такого состояния покоя, какое у вас бывает утром выходного дня, когда не надо никуда спешить.
ГЛАЗА
2. Откройте глаза как можно шире.
3. Двигайте глазами из стороны в сторону: вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали.
4. Вращайте глаза по часовой стрелке, против часовой.
5. Смотрите искоса на разные вещи вокруг себя.
РОТ
6. Изобразите сильный плач.
7. Посылайте воздушные поцелуи разным вещам вокруг, при этом сильно и с напряжением вытягивая губы.
ГРУДЬ
1. Сядьте на корточки. Сделайте глубокий вдох. При этом сначала раздувается живот, а потом уже расширяется грудная клетка. Глубокий выдох. Опять сначала сдувается живот, потом уже сокращается грудная клетка.
2. Изобразите, что вы дерётесь с помощью только рук: колотите, рвите, царапайте, дёргайте и т.д.
3. Вдохните и постарайтесь поднять свою грудь как можно выше, как будто стараетесь ею коснуться потолка. Можете даже встать на цыпочки. Выдохните, немного отдохните и повторите.
ДИАФРАГМА
1. Резко сокращая диафрагму, делайте короткие выдохи через широко открытый рот. Диафрагма, расслабляясь, приводит к вдоху. Вдох-выдох должен занять одну секунду. Примерно одна пятая секунды - резкий выдох, четыре пятых - плавный вдох.
2. Дышите животом: он должен как можно сильнее раздуться, а потом войти внутрь и как бы прилипнуть к позвоночнику.
3. Лягте на спину. Делая выдох, поднимите туловище и постарайтесь схватить руками стопы ног. Задержите дыхание. Вернитесь в исходную позицию. Повторите.
4. Лягте на живот. Делая вдох, поднимите корпус и как можно дальше назад откиньте голову.
ЖИВОТ
1. Встаньте на четвереньки и изобразите разные кошачьи движенья.
ТАЗ
1. Изобразите лягающуюся лошадь.
2. Лягте на спину. Бейте тазом о коврик.
3. Стоя, одну руку положите на нижнюю часть живота. Другую руку заложите за голову. Делайте разные резкие и плавные движения тазом.
4. Расставьте ноги как можно шире. Переносите вес поочерёдно на левую и правую ногу.
ЗАВЕРШЕНИЕ
5. Свободный танец.
Техника "интуитивное рисование"
Устраиваемся в удобном для вас месте, берем лист бумаги, кисти и краски и начинаем творить. Данная видеозапись интуитивного рисования, была взята за некий "образец". Но каждый член группы использовал те цвета красок, которые желал, и рисовал те цветы, которые хотел, и поэтому рисунки получились разные.
"Рефлексия"
Беседа о рисунках. Что чувствовали? Какие эмоции посетили вас за время рисования?
Упражнение "Ресурсы"
Каждому человеку нужны ресурсы. Ресурсы - это источник запасов сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, это то, что помогает сохранить свою жизнестойкость.
(В центре круга на подносе лежат стеклянные бабочки - символ ресурса, и красивая шкатулка - символ нашего "Я"). Я предлагаю вам сделать некую копилку ресурсов борьбы со стрессом, Мы берем по одной бабочке, любого цвета и кладем ее в шкатулку, называя при этом, что вы кладете ( радость, любовь, взаимопомощь....). Шкатулку передаем по кругу.
Как только нам станет трудно, мы сможем представить нашу шкатулку и воспользоваться необходимым нам ресурсом (мыслями, чувствами, ощущениями), чтобы справиться с насущной проблемой.
Упражнение "Аплодисменты"
И в завершении хотелось бы закончить нашу встречу на огромном позитиве, подарить всем нам ощущение победы и оваций каждому. поаплодируем друг другу.
Вот такой тренинг у нас прошел, и вот так мы научились использовать свое правое полушарие для борьбы с проф.выгоранием)))
Наталья, великолепный тренинг! А по времени сколько? СПасибо, что делишься.
ОтветитьУдалитьАлена, доброе утро. Примерно 1,5 часа. Самое объемное это релаксация и рисование.
ОтветитьУдалитьЗдравстуй, Наталья!
ОтветитьУдалитьХорошо выстроенный тренинг, грамотно подобронные упражнения. Понравилась техника "интуативное рисование".
Виктория, здравствуй!!! Спасибо, что заглянула)))
УдалитьВот так вот! Наталья, тренинг удался! Видно по ярким и позитивным рисункам)) Аплодисменты!
ОтветитьУдалитьИрина, здравствуйте. Рада знакомству. Да, тренинг удался. Девочки почувствовали не только расслабление и позитив, но и стали художниками)
ОтветитьУдалитьНаталья, тренинг прекрасный! Очень насыщенный и ресурсный! Браво! Аплодисменты за проделанную работу!
ОтветитьУдалитьАлена, спасибо)))
УдалитьСудя по фотографиям, тренинг удался! Очень насыщенный, столько интересных заданий! Доброжелательная и непринужденная обстановка, улыбки на лицах педагогов, замечательные яркие рисунки! Здорово!
ОтветитьУдалитьЕлена, спасибо! Тренинг удался действительно!!! Сейчас у нас в саду будет большая проверка обрнадзором, после планирую провести для педагогов еще один тренинг, сейчас идет подготовка.
УдалитьНаташа, добрый день! Очень люблю разного рода тренинги, правда у меня подготовка к ним отнимает массу времени, но результат того стоит. Я в прошлом году реализовала цикл тренинговых мероприятий с педагогами, которые нашли множество положительных отзывов. А вот технику интуитивное рисование возьму на заметку. PS: очень интересно смотреть на простые фотографии на которых педагоги сидя на полу изображают свою картину мира. Супер! http://psiholog-blr.blogspot.ru/
ОтветитьУдалитьЮля, вы правы! Подготовка занимает много времени, продумать тематику, подобрать нужные игры и т.д., но самое главное это результат и довольные лица всех участников тренинга.
УдалитьЗдравствуйте, Наталья!Это классный тренинг и наши педагоги очень любят данные мероприятия, здесь действительно отдыхаешь и душой и телом! Спасибо!
ОтветитьУдалитьОльга, здравствуйте!!! Тренинг очень расслабляет, не только его участников, но и тренеров тоже. Я была тренером, но умудрилась тоже зарядиться огромным позитивом и расслабиться)))
УдалитьЗдравствуйте, Наталья! Про эмоциональное выгорание всегда актуально, спасибо. Очень понравилась релаксация и упражнение-эксперимент)
ОтветитьУдалитьАрина, добрый день. Рада видеть Вас. Тема профессионального выгорания всегда будет актуальной. Педагоги, учителя и воспитатели всегда являются самой уязвимой категорией, и с ними необходимо работать всегда...
Удалить