ТРИЗ — это система воспитания и развития мышления человека.
ТРИЗ
(автор - Г.С. Альтшуллер) - это наука о законах существования и развития систем
и об их использовании для решения проблемных ситуаций. Иногда ТРИЗ называют
"прикладным диалектическим материализмом". Большой арсенал приемов и
методов, позволяющих создавать новые фантастические объекты, синтезировать
системы с новыми свойствами, прогнозировать развитие систем, выявлять и
разрешать противоречия, эффективно используя имеющиеся в наличии ресурсы, позволил педагогам и психологам сделать
ТРИЗ эффективным инструментом формирования и развития личности, позволил
говорить о ТРИЗ как об одной из педагогических технологий.
Какие
возможности открывает использование элементов ТРИЗ в плане развития ребенка и подготовке его к обучению в школе?
В
основе ТРИЗ-технологии лежит работа с проблемой, воспитание способности увидеть
проблему, желания и умения ее решать. По словам Т.А. Сидорчук, ребенок в дошкольном
возрасте "снимает", "считывает" способ мышления взрослого,
поэтому необходимое условие эффективного обучения работе с проблемой - наличие
соответствующих умений у педагогов и психологов. Наблюдения за детьми
дошкольного возраста показывают, что организация обучения через решение проблемных
задач (включая групповые, парные, игровые формы работы), обеспечивает
формирование произвольности и развитие познавательных процессов.
В
формировании системного мышления дошкольников (а значит, способности к анализу,
синтезу, сравнению) отлично работают инструменты "классической"
ТРИЗ. Это многоэкранная схема
талантливого мышления (другое название - системный оператор), ступенчатый
эвроритм, игра "Диалог с ЭВМ" (другое название - игра "да -
нет"), морфологический анализ.
Такие
качества, как реализм воображения, чувствительность к противоречию, развиваются при обучении ребенка работе с проблемой.
Кроме того, целый ряд игр в ТРИЗ-технологии посвящен формированию умения
оценивать ситуацию в различных аспектах.
ТРИЗ
является и эффективным воспитательным инструментом. Умение детей взглянуть на
ситуацию с различных точек зрения,
воспринять личностный конфликт как проблему, которую можно и нужно
решить, позволяет воспитателю переводить многие межличностные проблемы в чисто
"технические", несложные задачи. Так, проблема "Я хочу твою
машинку" превращается в вопрос, как поиграть машинкой обоим участникам конфликта.
Наконец,
богатейшие возможности дает использование элементов ТРИЗ для развития связной
речи. Позиция педагогов - тризовцев и педагогов - психологов заключается в том,
что речь - не цель, а средство коммуникации и познания мира. Педагоги - тризовцы
занимаются не столько развитием речи, сколько формированием картины мира,
которую дети хотели бы и могли бы отражать в речи. При этом ТРИЗ-педагогами разработан
внушительный арсенал методик создания
конкретных творческих продуктов: сказок, пословиц, рассказов по картинке
(И.Н. Мурашковска), лимериков и метафор (Т.А. Сидорчук), загадок (А.А.
Нестеренко). Использование этих методик
"работает" на развитие мышления, воображения, эмоций и, как следствие
- развитие связной речи.
Таким
образом, системное использование ТРИЗ-технологии является эффективным
инструментом развития дошкольника и обеспечивающим практически все сферы подготовки
ребенка к школе.
Познавательная деятельность дошкольников
сводится к выяснению признаков объекта. Каким же образом это происходит?
Ребенок манипулирует предметом и выясняет его возможности. Один объект, другой…
В мире так много предметов и они все разные? Ребенку тяжело делать обобщения.
На помощь должен прийти педагог и педагог-психолог.
Важно дошкольнику показать общность объектов материального мира: все они
имеют много общих признаков (цвет, форму, величину, температуру и т.д.). Проявляются
эти признаки во всех объектах по-разному. Значения данных признаков можно
устанавливать в исследуемом объекте. Ребенок фактически овладевает первым
инструментом познания: «У объектов есть набор признаков, но в каждом объекте он
проявляется по-своему».
Основной прием формирования обобщенного понятия «имя признака» является
схематизация. Дети сами должны придумать значок, обозначающий данный признак, и
использовать его при выявлении значения у конкретного объекта.
Принято выделять основные признаки:
Принято выделять основные признаки:
Имена
признаков
|
Зрение
(глаза)
|
Тактильный
(рука, кожа,
полость рта,
полость носа)
|
Вкус
(язык,
полость
рта)
|
Слух
(ухо)
|
Обоняние
(нос)
|
1. Цвет
|
+
|
|
|
|
|
2. Форма (объемная,
плоскостная)
|
+
|
+
|
|
|
|
3. Размер (высота,
длина, ширина)
|
+
|
+
|
|
+
|
|
4. Количество
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5. Части
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6. Изменения во
времени
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
7. Звук
|
|
|
|
+
|
|
8. Запах
|
|
|
|
|
+
|
9. Температура
|
|
+
|
|
|
|
10. Вес (масса)
|
|
+
|
|
|
|
11. Влажность
|
|
+
|
|
|
|
12. Рельеф (поверх
ность объекта)
|
+
|
+
|
|
|
|
13. Материал
(вещество)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
14. Структура
(соотношение и
расположение
частей)
|
+
|
+
|
|
|
|
14. Место
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
15. Ориентация
в пространстве
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
16. Действия
(движение)
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
17. Вкус
|
|
|
+
|
|
|
18. Сила (уровень
проявления
свойства)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Имена признаков,
непосредственно не воспринимаемые анализаторами
1. системность
2. причинно – следственная
связь
3. противоречивость
4. ресурсность
5. идеальность
6. модельность (у любого
объекта может быть модель или модели)
7. природность - рукотворность
8. функция (назначение).
СТУПЕНИ освоения
модели «Объект - имя признака - значение имени признака»:
1 ступень. Понимание имени
признака. При назывании взрослым имени признака, ребенок его понимает и
называет значение в конкретном объекте.
2 ступень. Принятие обозначения (схематизация) имени
признака. Ребенок понимает, что у
объекта есть конкретный
признак, который выражен
графически (схематически). При предъявлении схемы признака взрослым,
ребенок может считывать признак со схемы, и понимать (называть) его значение в
конкретном объекте.
3 ступень. Самостоятельное применение
имени признака и
значения (автоматизация). Ребенок
самостоятельно конкретизирует признак через его значение у объекта без опоры на
схему.
Освоение модели происходит по накопительной системе, то есть третья ступень включает в себя
освоение и первой и второй.
Понимание имен и значений признаков объектов должно
соответствовать возрасту детей:
Младшая группа - норма 10 признаков, выше нормы до 15.
Средняя группа - норма - 15 - 18 признаков, выше нормы до 20.
Старшая, подготовительная группа - норма 18-20 признаков.
Таблица имен
признаков – «Домик признаков» - должна находиться непосредственно в группе
(кабинете) и отвечать ряду требований.
Пример пособие "Домик признаков" |
Таблица должна находиться в доступном для детей месте.
ü
Количество признаков должно соответствовать возрасту детей
(младшая группа - до 15, средняя группа
- до 18, старшая, подготовительная группа
- до 25 признаков).
ü
«Домик признаков» желательно должен иметь сюжет (композицию),
доступный пониманию детей, соответствующий возрасту и названию группы.
ü
Карточки – признаки должны быть съёмными (в кармашках или на
петельках).
ü
Символы должны быть одинаковыми во всех группах, иметь одинаковое
обозначение и размер.
Игры, направленные на освоение признаков
«Цепочка».
Учить
детей выделять признаки объектов
Ведущий
показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем
картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков
объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше
признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.
«Угадай по описанию».
Учить
детей по описанию определять объект.
Правило:
ведущий описывает объект, следуя от общего к частному. Ведущий показывает
картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает
объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет
речь.
«Выбери признак, который есть у других
объектов»
Учить
детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта
Ведущий
называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из
перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки
круглые, солнечные).
Рекомендуется
со среднего возраста.
Вот тот небольшой экскурс в основы ТРИЗ-технологию, точнее в базовую модель "Признаки".
Позже я познакомлю Вас дорогие мои читатели и коллеги непосредственно с занятиями по данной технологии, а также расскажу про Круги-Луллия и пособие "Да-нетка".
Вот тот небольшой экскурс в основы ТРИЗ-технологию, точнее в базовую модель "Признаки".
Позже я познакомлю Вас дорогие мои читатели и коллеги непосредственно с занятиями по данной технологии, а также расскажу про Круги-Луллия и пособие "Да-нетка".
Спасибо, Наталья, что все подробно расписали по признакам. В свою работу включаю некоторые элементы тризовской технологии. Два педагога в моем ДОО работают по этой технологии углубленно. Продемонстрирую им Ваши домики для признаков. Оригинальные сюжеты.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Виктория. Я в своей работе ТРИЗ использую тоже не полностью. В моем арсенале несколько методик, и работа проводится как в коррекционном направлении, так и в развивающем с одаренными детьми. Но в нашем ДОУ ТРИЗ используют ВСЕ педагоги, так как с помощью данной технологии легко решаются задачи ФГОС ДО.
УдалитьЗнаю, что многие коллеги используют ТРИЗ в своей работе. С опытом работы по данной технологии в ДОУ встречаюсь не часто, интересно было познакомиться
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, рада, что Вам понравился материал. Сложностей в данной технологии нет, детям очень нравится, а главное развивающий эффект огромен!
УдалитьНаталья, ТРИЗ меня очень привлекает. Хочу даже курсы пройти, но пока не встречала. В работе использую некоторые приемы - описывать предмет и да-нетка -это вообще хиты!
ОтветитьУдалитьАлена, рада, что заглянула!!! По ТРИЗу курсов с удостоверениями у меня к сожалению нет, я только ездила на стажировку-конференцию в город Нягань где мне выдали свидетельство. Но опыт работы нашего города и Нягани вдохновили весь наш детский сад и меня в том числе, и вот уже не первый год мы данную технологию используем.
УдалитьТРИЗ, совсем недавно у нас в Минске был лишь один специалист. Сегодня она уже выпустила ряд своих учеников. Мечтала к ней попасть, но не сложилось, однако ТРИЗ все равно нежно люблю и использую. Впрочем, как и во всем, не считаю нужным ограничиваться одной методикой. Спасибо за материал!
ОтветитьУдалитьАнна, спасибо! В ТРИЗе не возможно использовать только одну методику. Он сильно затягивает, и ребятам очень нравится.
УдалитьСпасибо за информацию, Наталья.
ОтветитьУдалитьАлена, пожалуйста!!!
УдалитьНе знала, что ТРИЗ так популярна, спасибо, Наталья, изучу поглубже! Как раз стопка книг по темке подкопилась.
ОтветитьУдалитьДа, Ирина. ТРИЗ очень популярен и не только в работе с дошкольниками. Его возможности безграничны в развитии как детей, так и взрослых.
УдалитьБлагодарю за примеры домиков- признаков! Домик с летающей тарелкой непременно использую в работе!
ОтветитьУдалитьОксана, рада видеть коллегу работающую с технологией ТРИЗ.
УдалитьЗайдите на сайт волга- триз, там найдёте обучение дистанционно )) наш сад полностью работает по технологии этой ) и мне кажется нет ничего лучше )
ОтветитьУдалитьАлена, добрый вечер. Конечно с этим сайтом я тоже знакома и уже несколько раз ездила в Ульяновск на конференции стажировки, но пройти курсы дистанционно это конечно не одно и тоже, что в живую пообщаться с Сидорчук Т.А. и посмотреть занятия с детками.
УдалитьНаш детский сад с 2006 года реализует ТРИЗ, но все же есть чему поучиться)))
Спасибо, что заглянули.